Доход от экспорта вин растет вопреки ограниченным запасам

11 Январь 2013 - В прошедшем году австрийская винодельческая промышленность, несмотря на скудные запасы вина, сумела сохранить прежние объемы экспорта и даже увеличить экспортную выручку. Об этом свидетельствуют предварительные данные по экспорту вин статистического ведомства Statistik Austria и Маркетинга австрийских вин (ÖWM), согласно которым общий объем экспорта в 2012 году достиг в 46 млн. литров при экспортной выручке в 128,5 млн. долларов США. Дефицит вин привел к потери доли внутреннего рынка в низкой ценовой категории, что компенсировалось прибылью в более высоких ценовых сегментах как внутри страны, так и за рубежом.

Рост экспортной выручки и средней стоимости

A picture shows an export chart from 2012
Export 2012, © AWMB

Объем экспорта австрийских вин, несмотря на хороший урожай 2011 года, увеличился лишь незначительно, так как урожай основного сорта Грюнер Вельтлинер, как и в 2010 году, снова упал до предельно низкого значения из-за поздних заморозков 18 мая 2012 года. Наметившаяся уже весной нехватка белых вин привела к стабильно высоким ценам на бочковое вино и дефициту продукции в нижнем ценовом диапазоне до 2 евро. С другой стороны, благодаря приросту в более высоких ценовых сегментах, доходы от экспорта продолжали расти. Об этом свидетельствуют предварительные данные Statistik Austria (I-IX 2012) и ÖWM (на основе X-XII 2011). Они исходят из общего объема экспорта в 46 млн. литров при общей экспортной выручке в размере 128,5 млн. долларов США. Здесь примечательно сохранение низкой доли бочкового вина на уровне только 8 млн. литров. Благодаря этому австрийские виноделы смогли увеличить среднюю стоимость всего экспорта до 2,79 евро за литр.

Изменение стратегии в сторону качества

Как внутри страны, так и на основном экспортном рынке Германии становится очевидным, что австрийское вино теряет свою долю рынка в нижней ценовой категории на фоне значительного прироста в высоких ценовых сегментах. Отпускные цены на уровне менее 2 евро за бутылку австрийского вина стали редкостью. Это обусловлено в особенности тем, что качество австрийских вин в столь важном с точки зрения цены и качества диапазоне от 3 до 6 евро за бутылку значительно улучшилось. В то время как дешевые ценовые сегменты заполнены винами преимущественно из других стран (в основном из Италии и Испании, а также купажами из ЕС), потребители на внутреннем рынке массово отдают предпочтение винам более высоких ценовых категорий и лучшего качества. Впервые за долгое время наблюдается прирост австрийских вин в этих категориях на рынке Германии, даже с учетом реэкспорта зарубежных вин из Австрии австрийскими виноторговыми компаниями в размере 4-9 млн. литров.
Вилли Клингер, управляющий директор ÖWM, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Австрийские вина больше не доступны по дешевому тарифу. Нашим виноделам удалось убедить потребителей внутри страны и за рубежом в том, что их высококачественные вина заслуживают справедливой цены. При сложившейся структуре стоимости это жизненно важно для будущего развития виноделия в нашей стране».

ЕС, Швейцария и США остаются важнейшими торговыми партнерами

Наиболее важными экспортерами австрийского вина являются страны ЕС, в которые поставляется 40 млн. литров, т.е. почти 90% от общего объема австрийского экспорта вин. Германия остается крупнейшим импортером австрийского вина, на долю которого приходится 60% всей экспортной выручки. За ней следуют другие важные потребители высококачественных вин. Второе место традиционно занимает Швейцария тоже с небольшим приростом и средней стоимостью вина более 6 евро за литр. Особенно обнадеживающим выглядит прирост экспорта в США, которые занимают третье место (объем более 10%, средняя стоимость свыше 4 евро/литр). В 2012 году здесь впервые снова был достигнут оборот на уровне докризисных 2008-2009 годов. Дальнейший рост также был отмечен в Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Финляндии и Италии. Среди новых удаленных рынков положительной динамикой характеризовались, прежде всего, Япония и Китай.